Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи предназначена для формирования образовательной системы, способной создать необходимые и достаточные условия для полноценного развития способностей детей, их самоопределения и самореализации в избранном виде деятельности, а также достижении при этом максимальных образовательных и личностных результатов. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи включает в себя определение качества и проведение оценки выявления, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи с учетом требований федерального, регионального законодательства, учитывая заданные на федеральном, региональном уровне тенденции и векторы развития для успешной и эффективной самореализации обучающихся, их потребностей и потенциалов в условиях муниципального образования.

Процедуры системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, применяемые на территории муниципального района:

-        Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов (Единый государственный экзамен и Государственный выпускной экзамен);

-        Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов (Основной государственный экзамен и Государственный выпускной экзамен);

-        Всероссийские проверочные работы;

-        Муниципальный мониторинг индивидуальных учебных достижений;

-        Олимпиады, конкурсы и соревнования школьников;

-        Психолого-педагогическая диагностика для выявления способностей и талантов у детей и молодежи.

Цели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района:

-        выявление, поддержка, и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;

-        содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;

-        осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия;

-        разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи;

-        осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;

-        осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Представленные цели позволяют в совокупности организовать работу по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи на территории муниципального района с учетом требований регионального законодательства, учитывая заданные на федеральном, региональном уровне тенденции и векторы развития для успешной и эффективной самореализации обучающихся, их потребностей и потенциалов в условиях муниципального образования.

Показатели и методы сбора информации, используемые в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструмента проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.

Показатели, используемые в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района:

-        количество участников школьного, муниципального и регионального этапов ВСОШ;

-        количество учащихся участвующих в различных формах внеучебной работы (научные общества учащихся, исследовательские проекты и т.п.) с нарастающим итогом;

-        доля обучающихся, охваченных иными формами развития образовательных достижений школьников (из перечня олимпиад и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой,  физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений)

-        количество межмуниципальных, сетевых проектов/программ/планов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.

Методы сбора информации, используемые в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района, определяют порядок получения показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района.

В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ). Кроме того, сбор информации осуществляется посредством информационных систем (статистические формы и др.).

Источники данных, используемые для сбора информации в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района:

-         региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

-        автоматизированная система регионального мониторинга индивидуальных учебных достижений на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования;

-        автоматизированная система регионального мониторинга индивидуальных учебных достижений, обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам;

-        федеральные и региональные базы олимпиад, конкурсов и соревнований школьников;

-        региональная информационная система подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов;

-        контент-анализ документов, предоставляемых образовательными организациями и органами государственной исполнительной власти;

-        открытые статистические данные, система региональной, муниципальной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций). образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).