Система мониторинга качества дошкольного образования
Система мониторинга качества дошкольного образования МО «Бичурский район» предназначена для определения качества условий реализации образовательной деятельности, а также качество и содержание образовательного процесса в созданных условиях.
Цели системы мониторинга качества дошкольного образованияМО «Бичурский район»:
– развитие системы мониторинга качества дошкольного общего образования как надежной основы контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, для принятия решений в сфере образовательной политики на муниципальных уровнях управления системой образования, а также на уровне ДОУ;
– создание основы для целостной системы обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ;
–определение понятия качества дошкольного образования, критериев качества, объектов мониторинга, общих характеристик механизмов.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать систему мониторинга качества дошкольного образования МО «Бичурский район» с учетом реализации государственной политики в сфере дошкольного образования и учитывая социально- экономические, национальные, культурно-исторические условия района.
Показатели и методы сбора информации, используемые в системе мониторинга качества дошкольного образования, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструмента проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.
Создание системы мониторинга качества дошкольного образования, включающей показатели по:
— повышению качества образовательных программ дошкольного образования;
— повышению качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
— повышению качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
— взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
— обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
— повышению качества управления в дошкольных образовательных организациях.
В системе мониторинга качества дошкольного образования МО «Бичурский район» используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ).
Мониторинг качества дошкольного образования в МО «Бичурский район» направлен на получение информации по организации и реализации методической работы по показателям:
- ДОУ, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
- ДОУ, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
- доля ДОУ, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- доля ДОУ с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
- доля ДОУ, в которых разработана программа развития;
- доля ДОУ, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: доля - обеспеченность ДОО педагогическими кадрами; % доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием;
- доля ДОУ, в которых предметно-пространственная среда группового помещения соответствуют требованиям ФГОС ДО;
- доля ДОУ, в которых психологопедагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с доля детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.;
- ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей: удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье;
- обеспечение здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу ДОУ, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми: состояние здоровья воспитанников; санитарно-гигиенические условия; проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья; организация медицинского обслуживания; контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями.