Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся заключается в создании многопрофильной, многоуровневой, соответствующей современным потребностям района в кадрах системы содействия профессиональному самоопределению молодежи, учитывающей преемственность общего (дошкольного, начального, основного, среднего), среднего профессионального и высшего образования. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся включает в себя определение качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве района, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.

Процедуры системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся МО Бичурский район»:

-        Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов  (Единый государственный экзамен и Государственный выпускной экзамен);

-        Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов (Основной государственный экзамен и Государственный выпускной экзамен);

-        Проект «Билет в будущее»;

-        Мероприятия и конкурсы, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся муниципального и межмуниципального уровня;

-        Диагностики самоопределения, профотбора и профориентации.

Цели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся  района:

-        сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

-        осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями и предприятиями;

-        проведение ранней профориентации обучающихся;

-        проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;

-        формирование у обучающихся потребности к приобретению или выбору будущей профессии;

-        проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;

-        осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;

-        обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;

-        содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Показатели и методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся  МО «Бичурский район»:

-        доля выпускников 9 и 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования по профилю обучения;

-        доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса;

-        доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в профессиональные образовательные организации, от общего числа выпускников 11 класса;

-        доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса;

-        доля обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации выпускников 11 класса, от общего числа выпускников 11 класса;

-        доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке);

-        доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования;

-        доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику;

-        количество учебных рабочих мест, организованных для профессиональных проб и практик;

-        доля родителей, которым оказана адресная психолого- педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи.

Методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, определяют порядок получения показателей системы работы по самоопределению профессиональной ориентации обучающихся МО «Бичурский район».

В системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся  используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ). Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся  района:

-        федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;

-        региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

-        региональная информационная система выявления потребностей рынка труда; ориентации учащихся 6-11-х классов «Билет в будущее»;

-         данные диагностических процедур;

-        открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций, муниципального района).

Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Бичурского района направлен на получение информации по следующим показателям:

-         доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса;

-         доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в профессиональные образовательные организации, от общего числа выпускников 11 класса;

-         доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса;

-        доля обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации выпускников 11 класса, от общего числа выпускников 11 класса;

-        доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке);

-        доля обучающихся, участвующих в профориентационных  мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования;

-        доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику;

-        доля родителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи.